Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район ПРИКАЗ От 19.04.2023 № 36 Пос. Кубань Об утверждении отчета о результатах самообследования деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждениядетского сада №20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район за 2022 год В целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ д/с № 20, на основании приказа МБДОУ д/с № 20 от 28.02.2023 года № 22 «О проведении самообследования», п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичскийрайон за 2022 год (Приложение). 2. Заместителю заведующего Бобылевой Н.Ф. разместить Отчет на официальном сайте МБДОУ д/с №20. 3 Заместителю заведующего Бобылевой Н.Ф. направить Отчет в управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский район. 4. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой. 5. Приказ вступает в силу со дня подписания. Заведующий МБДОУ д/с №20 С.Ю. Лиманская Приложение №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район (МБДОУ д/с № 20 пос. Кубань) Отчет о результатах самообследования МБДОУ д/с №20 пос. Кубань Общие сведения об образовательной организации. Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №20 пос. Кубань образования Гулькевичский район образовательное муниципального Руководитель Лиманская Саглара Юрьевна Адрес организации 352166. Краснодарский край, Гулькевичский район, пос. Кубань, ул.Садовая,8 Телефон, факс +7(86160) 94-5-47 Адрес электронной почты gul20mdou20@yandex.ru Учредитель муниципальное образование Гулькевичский район, функции и полномочия от имени муниципального образования Гулькевичский район осуществляет управление образования администрации муниципального образования Гулькевичский Дата создания 1966 г. Лицензия от 29.11.2021 № 10222 МБДОУ д/с № 20 расположен в типовом здании, находится в центре поселка Кубань. В ближайшем окружении: средняя общеобразовательная школа №22, детская библиотека, Дом культуры, детская школа искусств. Здание кирпичное двухэтажное. Имеется горячая и холодная проточная вода. Есть канализация, действуют внутренние и наружные туалеты. Для хранения продуктов есть кладовые, холодильники. Освещение искусственное и естественное достаточно. В ДОУ имеется: музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет, кабинеты специалистов: методический, учителя- логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, мини – музей «Казачья хата», располагающие необходимым оборудованием и материалами по профилю деятельности. На территории ДОУ расположены участки для прогулок детей, метеоплощадка, площадки спортивная и дорожного движения, экологическая тропа и тропа здоровья, огород. Площадь территории МБ ДОУ составляет Общая площадь ДОУ – 5290,0 м 2, 70% озеленения, имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы и цветники, что позволяет создать в летний период благоприятный микроклимат для прогулок воспитанников. Территория огорожена евроштакетником. Проектная мощность: 120 детей. Фактическое количество воспитанников: 89 детей. Цель деятельности ДОУ – осуществление образовательной деятельности пореализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности МБДОУ д/с №20 является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных предпосылок учебной деятельности, сохраненияи укрепления здоровья воспитанников. Режим работы – десятичасовой при пятидневной рабочей неделе (с понедельника по пятницу). Режим работы групп – с 7.30 до 17.30 Аналитическая часть Целью проведения самообследования МБДОУ д/с №20 является обеспечение информационной открытости и прозрачности функционирования ДОУ, широкого информирования общественности, прежде всего родительской, о результатах деятельности ДОУ. В процессе самообследования были проведены: оценка образовательной деятельности, системы управления ДОУ, содержания и качества подготовки воспитанников, организация воспитательно образовательного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно - информационного обеспечения, материально-технической базы, организации питания, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности. I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в МБДОУ д/с№20 организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 в МБДОУ д/с№20 функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Образовательный процесс в группах общеразвивающей направленности выстроен на основе ООП МБДОУ д/с № 20, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, особенностями ДОУ, региона, с учетом образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Обязательная часть ООП обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально коммуникативное, познавательное, речевое, художетсвенно - эстетическое, физическое развитие) и разработана с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования, «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, строится с учетом: - Парциальной программы «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева). - Региональной парциальной программой «Все про то, как мы живем» авторского коллектива Института развития образования» Краснодарского края Кафедра развития ребѐнка младшего возраста (Романычева Н.В., Головач Л. В., Илюхина Ю.В., Тулупова Г.С.,Пришляк Т В., Новомлынская Т. А., Самоходкина Л. Г., Солодова М.Г.) - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста Добро пожаловать в экологию! О.А. Воронкевич. (старший возраст) - «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». О.И.Ельцова дополняет и усиливает раздел «Речевое развитие» Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности строится на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП) разработанной МБДОУ д/с №20 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом: «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. АООП обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, удовлетворение которых открывает возможность общего образования. В программе отражена коррекционно-развивающая работа, по интеграции и комплексному сопровождению детей с ТНР в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание программ соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это способствовало тому, что основные задачи каждой образовательной области («Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») решались и в ходе реализации других областей ООП. Это отражено во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование. Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей и комбинированной направленности. В детском саду функционируют 5 возрастных групп. Из них: Количество Количество групп детей Направление Возраст Общеразвивающее Первая младшая 1 Вторая младшая 1 Средняя 1 Разновозрастная (старше - подготовительная) 1 Разновозрастная (старше – подготовительная) 1 Компенсирующее Итого 17 5 После послабления коронавирусных ограничений с 02.07.2022 в детском саду отменили групповую изоляцию (постановление от 20.06.2022 № 18). Также стало возможным проводить массовые мероприятия со смешанными коллективами даже в закрытых помещениях. Впервые с 2020 года проводились массовые мероприятия с участием родителей, а также представителей социальных партнеров. Стало необязательным проводить дезинфекцию музыкального или спортивного залов в конце рабочего дня, игрушек и другого оборудования. Персонал смог работать без индивидуальных средств защиты (масок и перчаток). Снятие антиковидных ограничений позволило наблюдать динамику улучшения образовательных достижений воспитанников. На занятиях, прогулках, в самостоятельной деятельности дошкольники стали демонстрировать познавательную активность. Воспитатели отметили, что в летнее время стало проще укладывать детей спать и проводить занятия. Педагог-психолог провел плановый мониторинг состояния воспитанников и выявил, что уровень тревожности детей в третьей декаде года снизился на 15% по сравнению с показателями первого полугодия. В четвертой декаде процент снижения составил 12. Воспитательная работа Воспитание представляет собой многофакторный процесс. Формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально - экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер и зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка. В основе процесса воспитания детей в МБДОУ д/с №20 лежат конституционные и национальные ценности российского общества. Ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы, которые представлены в Рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы, которые являются частью основной образовательной программы дошкольного образования. Общая цель воспитания в МБДОУ д/с №20 – формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка. Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2022 году проводился анализ состава семей воспитанников. Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 70 78,6 % Неполнаяс матерью 18 20,2 % Неполная с отцом 1 1,2% Оформлено опекунство 0 0% Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 16 18% Два ребенка 36 40,4% Три ребенка и более 37 41,6% Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 124 85 Неполная с матерью 20 14 Неполная с отцом 1 0,7 Оформлено опекунство 1 0,7 Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 60 41% Два ребенка 64 44% Три ребенка и более 22 15% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в детский сад. В 2022 году в общении с родителями активно использовались дистанционные образовательные технологии. Информационная оперативность и доступность общения обеспечивалась в режиме общения групп, созданных в мессенджерах и социальных сетях, а также посредством сайта МБДОУ д/с №20 Дополнительное образование в детском саду не реализуется. Вывод: все нормативные локальные акты в части содержания, организации образовательного процесса в МБДОУ д/с №20 имеются в наличии. Образовательная деятельность в ДОО в течение отчетного периода осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства. II. Оценка системы управления организации Управление МБДОУ д/с №20 осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом Управление МБДОУ д/с №20 строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: педагогический совет, общее собрание работников. Единоличным исполнительным органом является руководитель — заведующий. Органы управления, действующие в МБДОУ д/с № 20 Наименование органа Функции Заведующий Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство МБДОУ д/с №20 Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью МБДОУ д/с №20, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений • • • • • • • Общее собрание работников • • • • Родительский комитет • • • Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Родительский комитет ставит своей целью: активное участие в управлении Учреждением, осуществление общественного контроля, содействие педагогическому коллективу в достижении им высокого качества обучения и воспитания детей. Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Учреждения • • • • • По итогам 2022 года система управления МБДОУ д/с №20 оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. Вывод: МБДОУ № 20 зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности на аналитическом уровне. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Содержание образовательных программ МБДОУ д/с №20 соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программы выстроены с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Образовательная программа Детского сада основана на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках основной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа составлена в соответствии с образовательными областями: «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие». При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагоги ДОУ, проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностического процесса Н.В. Верещагиной, результаты фиксируются в листах наблюдения. Результаты педагогического анализа в группах общеразвивающей направленности показывают преобладание детей с средним и высоким уровнями развития, что говорит об эффективности педагогического процесса в ДОУ. Сравнительный анализ мониторинга образовательного процесса в 2021/2022 учебном году по МБДОУ д/с №20 Образовательный процесс по образовательным областям Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Начало года (%) В С Н 37 50 6 29 67 4 20 72 12 27 67 5 41 59 0 Конец года(%) В С Н 66 16 3 61 34 3 44 34 8 72 24 4 83 17 0 Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в МБДОУ д/С №20 С целью выявления подготовленности детей подготовительной группы к обучению в школе было проведена психолого-педагогическая диагностика. При обследовании были использованы методики: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду» Тест школьной зрелости Кёрна – Йерасека Методика «Шифровка» Д. Векслера. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежнова Тест тревожности М. Дорки, Р. Тэммл, В. Амен Анализируя результаты диагностики детей подготовительных групп видно увеличение уровня показателей психических процессов: памяти, мышления, зрительно – моторной координации, ориентировки в пространстве, и т.д. Основное количество старших дошкольников усваивает общеобразовательную дошкольную программу. Дети, испытывающие трудности в усвоении этой программы, это дети с ОВЗ – логопедической группы. • • • • • • Реализация каждой образовательной области предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня МБДОУ д/с №20 режимные моменты; игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы по всем разделам. Проведенный анализ показал, что к концу года мы имеем достаточные результаты освоения детьми программного материала, которые • • • • • • • • • достигались за счет профессионального потенциала педагогов, коллективного целеполагания. Таким образом, результаты мониторинга овладения воспитанниками дошкольного образовательного учреждения программным материалом по образовательным областям являются удовлетворительными на достаточном уровне. В 2022 году в целях реализации годовой задачи «Формирование патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» в детском саду проводилась работа разнопланового характера в следующих направлениях: работа с педагогами, с детьми, с родителями, с социумом. Педагоги совместно с детьми и родителями реализовали проекты «Мой посёлок Кубань», «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы помним, мы гордимся», «Профессии моих родителей». Деятельность по патриотическому воспитанию носит системный характер и направлена на формирование: патриотизма и духовно-нравственных ценностей; эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой Родины и России; основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой Родины; В группах детского сада прошли: познавательные беседы: «Война на Кубани», «Наши земляки - участники ВОВ», «Они защищали нашу Родину», «Рода войск», «Наши защитники», «Защитники Отечества» и т. д., рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы; разработаны и реализованы совместные детско – родительские проекты по патриотическому воспитанию просмотр мультимедийных презентаций, подготовленных воспитанниками ДОО: «Профессия моряк», «Разведчики», «Военная пехота», которые обогатили знания детей о Российской армии, о родах войск, активизировали словарный запас; подвижные игры и упражнения: «Разведчик и пограничник», «Чей отряд быстрей построится», «Самолеты», «Мы солдаты», «Самый меткий»; консультация для родителей «Ознакомление старших дошкольников с военными профессиями». Родители оказали неоценимую помощь в сборе фотоматериалов; прослушивание музыкальных произведений и песен о Великой Отечественной войне. В 2022 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение государственных символов: герба, флага и гимна РФ. Деятельность была направлена на формирование у дошкольников ответственного отношения к государственным символам страны. • • • • В групповых ячейках сада были оформлены тематические уголки «Государственные символы России» с соблюдением всех правил размещения государственных символов России среди других флагов и гербов. В рамках работы по формированию представлений о государственной символике у детей были запланированы и реализованы следующие мероприятия: тематическая ООД по изучению государственных символов в возрастных группах; беседы с учетом возрастных особенностей детей; культурно-досуговые мероприятия: походы в музей; мероприятия, приуроченные к празднованию памятных дат страны и региона. Детский сад скорректировал ООП ДО, чтобы включить тематические мероприятия по изучению государственных символов в рамках всех образовательных областей. Образовательная область Познавательное развитие Формы работы Что должен усвоить воспитанник Игровая деятельность. Получить информацию об окружающем Театрализованная деятельность. мире, малой родине, Отечестве, Чтение стихов о Родине, флагесоциокультурных ценностях нашего и т. д. народа, отечественных традициях и праздниках, госсимволах, олицетворяющих Родину Социальнокоммуникативное развитие Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные. Сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых Речевое развитие Познакомиться с книжной культурой, детской литературой. Расширить представления о госсимволах страны и ее истории ХудожественноТворческие формы – рисование, Научиться ассоциативно связывать эстетическое развитие лепка, художественное слово, госсимволы с важными историческими конструирование и др. событиями страны Физическое развитиеСпортивные мероприятия Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, с чем данная норма и традиции связаны Деятельность педагогического коллектива по патриотическому воспитанию и изучению госсимволов дошкольниками осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в полном объеме. • • • • • Воспитательная работа в 2022 году осуществлялась в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, детей и их родителей разнообразны: коллективные мероприятия; тематические досуги; выставки; акции; мастер - классы. Деятельность Учреждения направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка. Организация образовательной деятельности строится на педагогически обоснованном выборе программ (в соответствии с лицензией), обеспечивающих получение образования, соответствующего ФГОС ДО. В основу воспитательно-образовательного процесса МБДОУ № 20 в 2022 году были положены основная образовательная программа дошкольного образования, самостоятельно разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с образовательной программы дошкольного образования, и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ. В ходе реализации образовательной деятельности используются информационные технологии, современные педагогические технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, которая позволяет обеспечить успешный переход воспитанников детского сада в школу. Работа с детьми с ОВЗ В 2021/22 учебном году коррекционную помощь логопедической группах получали 15 детей с ТНР Адаптированная образовательная программа реализована в полном объеме, коррекционная работа проводилась с использованием наглядных, практических и словесных методов обучения и воспитания с учетом психофизического состояния детей, с использованием дидактического материала. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям: накопление и актуализация словаря, уточнение лексико-грамматических категорий, развитие фонематических представлений, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи. Участие воспитанников в конкурсах различного уровня в 2022 году В течение года воспитанники ДОУ под руководством педагогов успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях муниципального уровня, где становились победителями и призерами. (муниципальный этап детскогоий • • экологического конкурса «Зеленая планета», муниципальный этап краевой акции «Однажды в новый год» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений МО Гулькевичский район, муниципальный этап краевой акции декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость», и др.) Вывод: образовательный процесс в МБДОУ д/с №20 организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО, и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Общая картина оценки индивидуального развития позволила выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия, составить индивидуальные образовательные маршруты. Работа с детьми с ОВЗ продолжается. Полученные результаты говорят о достаточно высокой эффективности коррекционной работы. IV. Оценка организации воспитательно-образовательного процесса В основе образовательного процесса в МБДОУ д/с №20 лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные формы организации образовательного процесса: совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы; самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основании режима дня, сетки занятий, которые не превышают норм предельно допустимых нагрузок, соответствуют требованиям СанПиН и организуются педагогами на основании перспективного и календарно-тематического планирования. Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) и ее продолжительность в 2022 году соответствовало требованиям санитарного законодательства СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», регламентировалось в зависимости от возраста воспитанников. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста не более: • • • • • • от 1,5 до 3 лет - 20 мин. от 3 до 4 лет - 30 мин. от 4 до 5 лет – 40 мин. от 5 до 6 лет - 50 мин. или 75 мин. при организации одного занятия после дневного сна. от 6 до 7 лет – 90 мин. Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет - 10 мин. от 3 до 4 лет - 15 мин. от 4 до 5 лет – 20 мин. от 5 до 6 лет - 25 мин. от 6 до 7 лет – 30 мин Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Основной формой детской деятельности – является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, администрация Детского сада в 2022 году продолжила соблюдать ограничительные и профилактические меры в соответствии с СП 3.1/2.4.359820: ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников — термометрия с помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний. Лица с признаками инфекционных заболеваний изолировались, а Детский сад уведомлял территориальный орган Роспотребнадзора; еженедельная генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств, разведенных в концентрациях по вирусному режиму; ежедневная влажная уборка с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами; дезинфекция посуды, столовых приборов после каждого использования; использование бактерицидных установок в групповых комнатах; частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников. В рамках реализации годового плана работы в течение года проводились мероприятия для родителей с использованием форм работы онлайн и офлайн. В течение года проводилась систематическая работа, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей. Педагоги МБДОУ д/с №20 ежегодно при организации образовательного процесса учитывают уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом здоровья и индивидуальных особенностей детей. В физическом развитии дошкольников основными задачами для МБДОУ д/с • • • • • • • • • • • • №20 являются охрана и укрепление физического, психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Оздоровительный процесс включает в себя: профилактические, оздоровительные мероприятия; общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла, применение фитонцидов); организацию рационального питания (четырехразовый режим питания); санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия; двигательную активность; комплекс закаливающих мероприятий; использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения, занятия в сухом бассейне); режим проветривания и кварцевания. Благодаря созданию медико-педагогических условий и системе оздоровительных мероприятий показатели физического здоровья детей улучшились Вывод: воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ д/с №20 строится с учетом требований санитарно-гигиенического режима в дошкольных учреждениях. Выполнение детьми программы осуществляется на хорошем уровне. Годовые задачи реализованы в полном объеме. В МБДОУ д/с №20 систематически организуются и проводятся различные тематические мероприятия. Содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей), обеспечивает развитие детей за счет использования образовательной программы. Организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей, что позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. V. Оценка качества кадрового обеспечения МБДОУ д/с №20 укомплектован педагогами на 100 процентов согласно штатному расписанию. Всего работают 26 человек. Педагогический коллектив насчитывает 12 специалистов. Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: воспитанник/педагоги — 7,4/1; воспитанники/все сотрудники — 3,5/1. За 2022 год педагогические работники прошли аттестацию и получили: высшую квалификационную категорию — 1 педагог; первую квалификационную категорию — 3 воспитателя. Курсы повышения квалификации в 2022 году прошли 3 педагога Качество образования в ДОУ во многом зависит от профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и • • • • • • • • других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Коллектив педагогов МБДОУ д/с № 20 имеет достаточный уровень образования и стажа для осуществления качественной педагогической деятельности Образовательный уровень педагогов: высшее профессиональное образование - 6 чел. среднее профессиональное образование –6 чел. Квалификация педагогических кадров: Высшая категория – 1чел Первая категория – 6 чел Соответствие занимаемой должности – 5 чел. Стаж педагогической работы: До 5 лет - 3 чел До 10 лет - 0 До 20 лет – 3 Свыше 20 - 6 В 2022 году педагоги МБДОУ д/с №20 приняли участие: Всероссийская научно – практическая конференция «Патриотическое и нравственное воспитание в школе и семье: проблемы, формы и точки соприкосновения»; Фестивале науки «Nauka 0+» «Актуальные проблемы нравственно – патриотического воспитания» В учреждении созданы условия для участия педагогов в конкурсах на различных уровнях. Педагоги повышают свой профессиональный уровень на КПК, конкурсах профессионального мастерства, стажировках, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Данные мероприятия создают условия для повышения качества реализации образовательной программы. Участие педагогов в профессиональных конкурсах в 2022 году Наименование конкурса Уровень Участники Результат участия профессиональный Муниципальный, конкурс «Воспитатель года Кубани Лиманская А.С. Лауреат Краевой конкурс музейно- Краевой образовательных занятий и музейных уроков Гусева С.К. Коденцева М.Г. участники «Кубань-мое Отечество»» «Лучшая методическая разработка учителей – логопедов в дошкольных образовательных учреждениях» Муниципальный Савушинская О.Н. призёр «Работаем по Стандарту» Муниципальный Коденцева М.Г. Гусева С.К. Савушинская О.Н. Лиманская А.С. Участник участник лауреат победитель Вывод: в МБДОУ д/с №20 созданы кадровые условия, обеспечивающие качественную реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями обновления дошкольного образования. В учреждении созданы условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников через систему методических мероприятий в Учреждении. Педагоги МБДОУ № 20 зарекомендовали себя как инициативный, творческий коллектив, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть и развить его способности. Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения педагогов, уровень профессиональной подготовленности и мастерства, их творческий потенциал, стремление к повышению своего теоретического уровня позволяют педагогам создать комфортные условия в группах, грамотно и успешно строить педагогический процесс с учетом требований ФГОС ДО. Однако необходимо педагогам и узким специалистам более активно принимать участие в методических мероприятиях разного уровня, так как это, во-первых, учитывается при прохождении процедуры экспертизы во время аттестации педагогического работника, а во-вторых, играет большую роль в повышении рейтинга Учреждения VI. Характеристика предметно- развивающей среды В Учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно- эстетического и социально - коммуникативного развития ребенка. Материально-техническое состояние соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада организована в соответствии с ФГОС ДО с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Обеспечивает реализацию различных образовательных программ с учетом национально-культурных, климатических условий. Развивающая предметно-пространственная среда групп - содержательно- насыщенна, трансформируемая (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональная (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: ширм, мягких модулей, детской мебели и т.п.), вариативна (наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников); доступна (свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования). Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения VII. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения В МБДОУ д/с №20 библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ООП. Имеются пособия по развитию ребенка по разным направлениям, оргтехника. Также в наличии современная литература в виде научных журналов и газет. Это позволяет отслеживать современные тенденции в воспитании детей. Вся литература соответствует требованиям ФГОС и регулярно обновляется. В 2022 году детский сад пополнил учебно-методический комплект методической литературой по патриотическому воспитанию и изучению государственных символов дошкольниками. Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. • • • • • • • • • • • • • • • Информационное обеспечение Учреждения включает: 6 ноутбуков, 1 мультимедийный проектор, 1 интерактивная доска, 4 принтера, 1 МФУ. В учреждении активно используется мультимедийное оборудование в ходе реализации основной образовательной программы. Имеется выход в Интернет, электронная почта, сайт. Подключения к Интернету имеют 3 ноутбука. Программное обеспечение – позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото и видеоматериалами, графическими редакторами. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями и оборудованием - 95% Обеспеченность спортивным инвентарем - 95% Наличие литературы: учебная и методическая литература, периодическая печать – 95% Вывод: в МБДОУ д/с № 20 учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ. VII. Оценка материально-технической базы В МБДОУ д/с №20 сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В детском саду оборудованы помещения: групповые помещения — 6; кабинет заведующего — 1; методический кабинет — 1; музыкально- спортивный зал — 1; кабинет логопеда -1 кабинет психолога - 1 пищеблок — 1; прачечная — 1; медицинский кабинет — 1; складские помещения -1 В 2022 году детский сад приобрел комплексы «Метеостанция», «Мобильный автогородок». Также в рамках реализации регионального компонента на территории детского сада был переоборудован мини-музей «Казачий курень». В 2022 году детский сад провел текущий ремонт двух групповых комнат, произведена замена внешней канализации. Построили новые малые архитектурные формы и игровое оборудование на участке. В 2022 г. детский сад провел закупку и дооснастил помещения пищеблока новым оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В складе пищеблока установили морозильную камеру. Вывод: Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. VIII. Организация питания В МБДОУ д/с №20 созданы необходимые условия для организации полноценного и качественного питания детей. Детский сад самостоятельно предоставляет питание воспитанникам на базе пищеблока. Производственные помещения оснащены механическим, тепловым и холодильным оборудованием, инвентарем, посудой и мебелью. Обслуживание воспитанников осуществляется штатными работниками детского сада, имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию, имеющими личную медицинскую книжку установленного образца. Питание воспитанников организовано в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и другими федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами, регламентирующими правила предоставления питания. В детском саду предоставляется четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед и полдник. При организации питания администрация детского сада руководствуется примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей дошкольного возраста пищевых веществах и нормах питания согласно санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам. Закупка пищевой продукции и сырья осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с санитарными требованиями в детском саду имеются производственные помещения для приема и хранения продуктов. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболевания детей в течение 2022 года. IХ. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования • • • • • • • • • Система качества дошкольного образования в МБДОУ д/с №20 рассматривается как система контроля внутри ДОО, которая включает в себя интегративные качества: качество методической работы; качество воспитательно-образовательного процесса; качество взаимодействия с родителями; качество работы с педагогическими кадрами; качество развивающей предметно-пространственной среды. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяется педагогический мониторинг, который дает качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. В МБДОУ д/с №20 утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал эффективную работу педагогического коллектива по всем показателям. В период с 24.10.2022 по 12.11.2022 проводилось анкетирование родителей, получены следующие результаты: доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, — 95 процент; доля получателей услуг, удовлетворенных комфортностью условий осуществления образовательной деятельности организацией, — 93 процента; доля получателей услуг, удовлетворенных в целом условиями оказания услуг в организации, — 100 процентов; доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, — 95 процента. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Вывод: в МБДОУ д/с №20 выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития дошкольника и функционирования Учреждения в целом. Статистическая часть Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 31.12.2022. Показатели Единица измерения Количество человек 89 Образовательная деятельность Общее количество воспитанников, которые обучаются по программе дошкольного образования, в том числе обучающиеся: в режиме полного дня (10 часов) 89 в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов) 0 в семейной дошкольной группе 0 по форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением, которое организует Детский сад 0 Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет человек 17 Общее количество воспитанников в возрасте от трех до восьми лет человек 72 Количество (удельный вес) детей от общей численности воспитанников, которые получают услуги присмотра и ухода, в том числе в группах: человек (процент) 8—12-часового пребывания 89(100%) 12—14-часового пребывания 0 (0%) круглосуточного пребывания 0 (0%) Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ от общей человек численности воспитанников, которые получают услуги: (процент) по коррекции недостатков физического, психического развития 12 (11%) обучению по образовательной программе дошкольного образования 12 (11%) присмотру и уходу 0 (0%) Средний показатель пропущенных по болезни дней на одного воспитанника день 35 Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек 12 с высшим образованием 6 высшим образованием педагогической направленности (профиля) 6 средним профессиональным образованием 6 средним профессиональным образованием педагогической направленности (профиля) 6 Количество (удельный вес численности) педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: человек (процент) 7 (59%) с высшей категорией 1 (9%) первой категорией 1 (50%) Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: человек (процент) до 5 лет 1 (9%) больше 30 лет 6 (34%) Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте: человек (процент) до 30 лет 0 (0%) от 55 лет 3 (25%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 14 (100%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 14 (100%) Соотношение «педагогический работник/воспитанник» человек/человек 8/1 Наличие в детском саду: да/нет музыкального руководителя да инструктора по физической культуре да учителя-логопеда да логопеда нет учителя-дефектолога нет педагога-психолога да Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника кв. м 4.5 Площадь помещений для дополнительных видов деятельности воспитанников кв. м 30 Наличие в детском саду: да/нет физкультурного зала нет музыкального зала да прогулочных площадок, которые оснащены так, чтобы обеспечить потребность воспитанников в физической активности и игровой деятельности на улице да Анализ показателей указывает на то, что МБДОУ д/с № 20 имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО. МБДОУ д/с №20 укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности. Заведующий МБДОУ д/с №20 С. Ю. Лиманская