Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район Принято на общем собрании работников МБДОУ д\с №20 Протокол от 29.08.2022 год № 4 Утверждено приказом МБДОУ д/с № 20 от 31.08. 2022 г. № 98 Согласовано Советом родителей Протокол от 29.08.2022 год № 3 Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушениям речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее - логопедические группы) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 20 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район, является бессрочным и действует до замены новым. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого - медико педагогической комиссии», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», Уставом МБДОУ д/с № 20, другими законодательными и нормативными актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей. 1.3. Логопедические группы могут быть организованы в дошкольных образовательных учреждениях, в которых обеспечиваются соответствующие условия. 1.4. Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции недостатков речевого развития детей (первичного характера) в освоении ими адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. 1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ. 2. Организация логопедической работы 2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район и комплектуются в соответствии с заключениями психологомедико-педагогической комиссии, и с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления. Срок обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется заключением ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта. 2.2. В логопедических группах осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 2.3. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - ФФНР – (1 год обучения); - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии (2 года обучения). 2.4. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Обследование уровня речевого развития детей в дошкольном учреждении проводится в периоды с 15 по 30 мая и с 1 по 30 сентября ежегодно. 2.5. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются дети по характеру и степени выраженности нарушений речевого развития и с учетом их возраста: - в группу для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети 4-7 лет с алалией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), имеющие лепетную речь или резко выраженные недостатки речевого развития; Наполняемость логопедических групп осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2.6. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту. 2.7. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые, а также индивидуальные логопедические занятия. 2.8. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями речевого развития. 2.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. 2.10. Индивидуальное взаимодействие в соответствии с планом работы учителя логопеда (2-3 раза в неделю) 2.11. Подгрупповые и групповые занятия проводятся в соответствии АООП ДО. 2.12. Продолжительность группового логопедического занятия: - в старшей группе - 20-25 минут; - в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. 2.13. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального занятия – 15 минут с каждым ребенком. 2.14. Между групповыми занятиями обязательны перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. 2.15. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповая ОД воспитателя по заданию учителя-логопеда. 2.16. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется на основании решения ПМПК муниципального образования Гулькевичский район. 2.17. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока коррекционной работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) 3. Руководство работой группы компенсирующей направленности 3.1. Непосредственное руководство группой компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляется администрацией Учреждения 3.2. Заведующий Учреждения: 3.2.1. обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; 3.2.2. подбирает в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР постоянных воспитателей, имеющих опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. (Не рекомендуется менять воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе учителя-логопеда). 3.2.3. обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой. 3.3. Учебно-методическое руководство деятельностью группы компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляет заместитель заведующего. 4. Участники образовательного процесса группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 4.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники (имеющие тяжелые нарушения речи), их родители (законные представители), педагогические работники Учреждения. 4.2. Родители (законные представители): 4.2.1. имеют право защищать законные права и интересы ребенка; 4.2.2. принимают участие в деятельности Учреждения в соответствии с его Уставом, 4.2.3. знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей; 4.2.4. принимают активное участие по преодолению речевых недостатков. 4.3. Педагоги Учреждения интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 4.4. Учитель-логопед 4.4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи. 4.4.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие курсы подготовки по специальности «Логопедия». 4.4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации. 4.4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. 4.4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, посещающих дошкольное учреждение, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 4.4.6. Учитель-логопед: - обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения; - обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей(законных представителей) ребенка; - проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; - готовит документы для обследования детей специалистами психолого-медикопедагогической комиссии с целью определения образовательного маршрута; - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования; - представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальномдошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционноразвивающей работы; - поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник; - информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах и содержании работы логопедических групп; - ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; - участвует в работе семинаров, мастер-классов муниципального и регионального уровней; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 4.4.7. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством РоссийскойФедерации. 4.4.8. Повышение уровня профессиональной квалификации учителя-логопеда, обменопытом логопедической работы осуществляется на курсах повышения квалификации, семинарах-практикумах, мастер-классах муниципального, регионального уровнях и др. 4.4.9. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часах педагогической работы в неделю. Учительлогопед ежедневно с 8.30 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. 4.4.10. Документация учителя-логопеда: - годовой план; - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФНР; - расписание образовательной деятельности; - тетрадь взаимодействия с воспитателем; - журнал посещаемости детей; - речевые карты на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекциивыявленных речевых нарушений; - индивидуальные тетради для занятий с детьми; - отчет о результатах проведенной работы за учебный год; -график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ; -циклограмма деятельности учителя-логопеда. 4.5. Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР должен иметь высшее или среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшие подготовку на курсах воспитателей групп компенсирующей направленности. Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 4.5.1. закрепляет приобретенные навыки; 4.5.2. отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей; 4.5.3. планирует и организует общеобразовательные занятия. 4.5.4. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья. 4.6. Педагог-психолог: 4.6.1. оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и специалистам Учреждения, принимающим участие в воспитании и обучении детей с ОВЗ; 4.6.2. внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. 4.7. Музыкальный руководитель: 4.7.1. развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения; 4.7.2. участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; 4.7.3. стимулирует познавательные процессы через утренники, досуги. 4.8. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы компенсирующей направленности для детей с ТНР определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями. 4.9. Педагогическим работникам и младшему воспитателю устанавливается доплата за работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в размере до 20% основного оклада. Удлинённый основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется учителю-логопеду, воспитателям работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 5. Права и обязанности родителей (законных представителей) 5.1. Родители (законные представители) имеют право: 5.1.1. обращаться к учителю-логопеду Учреждения по вопросу обследования речи ребенка; 5.1.2. получать квалифицированную консультацию учителя-логопеда о состоянии речи ребенка; 5.1.3. получать информацию о динамике развития речи ребенка в ходе коррекционноразвивающей работы и обращаться повторно в ПМПК, при отсутствии положительной динамики; - присутствовать на заседании ТПМПК Вилючинского городского округа. 5.2. Родители (законные представители) обязаны: 5.2.1. выполнять рекомендации ППк Учреждения, ПМПК 5.2.2. посещать родительские собрания, консультации, открытые занятия, всеобучи, проводимые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; 5.2.3. сотрудничать с педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР с целью повышения результативности обучения; 5.2.4. выполнять задания в индивидуальных тетрадях. 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение 6.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения. 6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно -гигиеническим нормам. 6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием. 6.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.