Положение о логопедической группе_compressed

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 пос. Кубань
муниципального образования Гулькевичский район
Принято
на общем собрании работников
МБДОУ д\с №20
Протокол от 29.08.2022 год № 4

Утверждено
приказом МБДОУ д/с № 20
от 31.08. 2022 г. № 98

Согласовано
Советом родителей
Протокол от 29.08.2022 год № 3
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелым нарушениям речи муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 20 пос. Кубань
муниципального образования Гулькевичский район
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность групп компенсирующей
направленности для детей с тяжелым нарушением речи (далее - логопедические группы) в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 20
пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район, является бессрочным и
действует до замены новым.
1.2. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Законом
РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», приказом Министерства образования и науки
РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого - медико педагогической комиссии», Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября
2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации», Уставом МБДОУ д/с № 20, другими
законодательными и нормативными актами по вопросам образования, социальной защиты
прав и интересов детей.
1.3. Логопедические группы могут быть организованы в дошкольных образовательных
учреждениях, в которых обеспечиваются соответствующие условия.
1.4. Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном
учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные
педагогические условия для коррекции недостатков речевого развития детей (первичного
характера) в освоении ими адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования.
1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по
решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы
2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на
основании приказа управления образования администрации муниципального образования
Гулькевичский район и комплектуются в соответствии с заключениями психологомедико-педагогической комиссии, и с согласия родителей (законных представителей) на
основании их заявления. Срок обучения в группе компенсирующей направленности для
детей с ТНР определяется заключением ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.
2.2. В логопедических группах осуществляется реализация адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи с
учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие
нарушения в развитии речи:
- ФФНР – (1 год обучения);
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии (2
года обучения).
2.4. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК). Обследование уровня речевого развития детей в дошкольном
учреждении проводится в периоды с 15 по 30 мая и с 1 по 30 сентября ежегодно.
2.5. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются
дети по характеру и степени выраженности нарушений речевого развития и с учетом их
возраста:
- в группу для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети 4-7 лет с алалией, с
дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), имеющие лепетную речь или резко выраженные
недостатки речевого развития;
Наполняемость логопедических групп осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
2.6. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед
заполняет речевую карту.
2.7. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные), подгрупповые, а также индивидуальные логопедические
занятия.
2.8. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой дошкольного образования для детей с
нарушениями речевого развития.
2.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей.
2.10. Индивидуальное взаимодействие в соответствии с планом работы учителя логопеда
(2-3 раза в неделю)
2.11. Подгрупповые и групповые занятия проводятся в соответствии АООП ДО.
2.12. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.13. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20
минут,
продолжительность индивидуального занятия – 15 минут с каждым ребенком.
2.14. Между групповыми занятиями обязательны перерывы в 10-15 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.15. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповая ОД воспитателя по
заданию учителя-логопеда.

2.16. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется на основании решения
ПМПК муниципального образования Гулькевичский район.
2.17. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока коррекционной
работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.)
3.

Руководство работой группы компенсирующей направленности

3.1. Непосредственное руководство группой компенсирующей направленности для детей
с ТНР осуществляется администрацией Учреждения
3.2. Заведующий Учреждения:
3.2.1. обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
3.2.2. подбирает в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР постоянных
воспитателей, имеющих опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. (Не
рекомендуется менять воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей
с ТНР. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы,
создает дополнительные трудности в работе учителя-логопеда).
3.2.3. обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
3.3. Учебно-методическое руководство деятельностью группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР осуществляет заместитель заведующего.
4.

Участники образовательного процесса группы
компенсирующей направленности для детей
с нарушениями речи

4.1. Участниками образовательного процесса являются воспитанники (имеющие тяжелые
нарушения
речи), их родители (законные представители), педагогические
работники Учреждения.
4.2. Родители (законные представители):
4.2.1. имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
4.2.2. принимают участие в деятельности Учреждения в соответствии с его Уставом,
4.2.3. знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
4.2.4. принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
4.3. Педагоги Учреждения интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей
(законных представителей) по вопросам развития речи.
4.4. Учитель-логопед
4.4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится
должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих
нарушения речи.
4.4.2. На должности учителей-логопедов назначаются лица, имеющие высшее
дефектологическое образование или лица, имеющие высшее педагогическое образование
и прошедшие курсы подготовки по специальности «Логопедия».
4.4.3. Учитель-логопед
назначается
и
увольняется
в
порядке,
установленномзаконодательством Российской Федерации.
4.4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в
логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушениями речи.

4.4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей,
посещающих дошкольное учреждение, дает рекомендации по закреплению навыков
правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.4.6. Учитель-логопед:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного
образовательного учреждения;
- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или
родителей(законных представителей) ребенка;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи,
осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по
предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей специалистами психолого-медикопедагогической комиссии с целью определения образовательного маршрута;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный
отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в
муниципальномдошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционноразвивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений,
с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных
учреждений, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник;
- информирует
педагогический
коллектив
муниципального
дошкольного
образовательного учреждения о задачах и содержании работы логопедических групп;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе семинаров, мастер-классов муниципального и регионального
уровней;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим
нормативным документам.
4.4.7. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми
льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок
пенсионного
обеспечения,
доплаты),
предусмотренными
законодательством
РоссийскойФедерации.
4.4.8. Повышение уровня профессиональной квалификации учителя-логопеда,
обменопытом логопедической работы осуществляется на курсах повышения
квалификации, семинарах-практикумах, мастер-классах муниципального, регионального
уровнях и др.
4.4.9. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной
платы) учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения,
установлена в 20 астрономических часах педагогической работы в неделю. Учительлогопед ежедневно с 8.30 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально,
с подгруппами и индивидуально.
4.4.10. Документация учителя-логопеда:
- годовой план;
- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФНР;
- расписание образовательной деятельности;
- тетрадь взаимодействия с воспитателем;
- журнал посещаемости детей;
- речевые карты на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по
коррекциивыявленных речевых нарушений;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;
- отчет о результатах проведенной работы за учебный год;
-график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ;
-циклограмма деятельности учителя-логопеда.
4.5. Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР должен
иметь высшее или среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшие
подготовку на курсах воспитателей групп компенсирующей направленности.
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:
4.5.1. закрепляет приобретенные навыки;
4.5.2. отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели,
содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
4.5.3. планирует и организует общеобразовательные занятия.
4.5.4. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы
устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание,
присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями
здоровья.
4.6. Педагог-психолог:
4.6.1. оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и
специалистам Учреждения, принимающим участие в воспитании и обучении детей с ОВЗ;
4.6.2. внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими
тяжелые нарушения речи.
4.7. Музыкальный руководитель:
4.7.1. развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и
речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
4.7.2. участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
4.7.3. стимулирует познавательные процессы через утренники, досуги.
4.8. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР определяются правилами внутреннего
трудового распорядка и должностными инструкциями.
4.9. Педагогическим работникам и младшему воспитателю устанавливается доплата за
работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в размере до 20%
основного оклада.
Удлинённый основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней
предоставляется учителю-логопеду, воспитателям работающим с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
5. Права и обязанности родителей (законных представителей)
5.1. Родители (законные представители) имеют право:
5.1.1. обращаться к учителю-логопеду Учреждения по вопросу обследования речи
ребенка;
5.1.2. получать квалифицированную консультацию учителя-логопеда о состоянии речи
ребенка;
5.1.3. получать информацию о динамике развития речи ребенка в ходе коррекционноразвивающей работы и обращаться повторно в ПМПК, при отсутствии положительной
динамики;
- присутствовать на заседании ТПМПК Вилючинского городского округа.
5.2. Родители (законные представители) обязаны:
5.2.1. выполнять рекомендации ППк Учреждения, ПМПК
5.2.2. посещать родительские собрания, консультации, открытые занятия, всеобучи,
проводимые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР;
5.2.3. сотрудничать с педагогами группы компенсирующей направленности для детей с
ТНР с целью повышения результативности обучения;

5.2.4. выполнять задания в индивидуальных тетрадях.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
6.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного
образовательного учреждения.
6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее
санитарно -гигиеническим нормам.
6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
6.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного
образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».